Специалисты Системы 112 Москвы, столичного Пожарно-спасательного центра и Московской городской поисково-спасательной службы на водных объектах рассказали о том, как в их жизни появилась камера, как увлечение стало частью работы и по каким критериям они определяют удачный кадр.
Рассказываем о работниках учреждений, подведомственных Департаменту по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы, которые отмечают День фотографа как «профессиональный» праздник.
Судьбоносный знак
Игорь Богомолов трудится в Пожарно-спасательном центре Москвы с 2010 года. В профессию его привели любовь к фотографии, любопытство и случай.
«В детстве, когда смотрел с родителями новости, меня зацепила магия прямого эфира, и я решил пойти на телевидение. Снимать видео я начал еще в институте, это были короткие игровые ролики с участием друзей. А фото увлекся в подростковом возрасте. У мамы была камера «Зенит», с ней я сделал свои первые шаги в фотографии», — делится специалист.
На последнем курсе института Игорь попал на кабельное телевидение, работал за пультом на прямом эфире, как он и мечтал. Затем освоил профессию телеоператора. Пройдя долгий путь развития в выбранном направлении, Игорь Богомолов пришел в отдел видеодокументирования пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ столичного Пожарно-спасательного центра.
«Будучи подростком, я увидел передачу «Дорожный патруль» и подумал о том, как было бы здорово ездить вместе со спасателями и снимать их работу. Оказалось, что в Центре есть подразделение, которое как раз этим и занимается», — рассказал Игорь.
В первый день на новом месте у Игоря Богомолова оставались сомнения в правильности сделанного выбора, так как он не был знаком со спецификой деятельности огнеборцев и спасателей, но вскоре они рассеялись.
«Я верю в знаки. Проснувшись утром, я услышал непривычный шум и выглянул в окно. Там стояли пожарные машины, были развернуты рукава — шла активная работа. Оказалось, несколькими этажами выше, произошло возгорание», — вспоминает сотрудник ГКУ «ПСЦ».
Этот случай убедил Игоря, что связать свою жизнь с пожарно-спасательной спецификой — верное решение.
И вот уже почти 13 лет Игорь Богомолов трудится бок о бок с огнеборцами и спасателями. За время нахождения в штате отдела он сменил несколько должностей, в том числе был и на руководящей. Сегодня энтузиазм специалиста не угас, и он продолжает выезжать на пожары и происшествия, чтобы вести фото- и видео документирование работы пожарных и спасателей, популяризировать эти мужественные профессии, предупреждать жителей столицы о возможных последствиях нарушения правил безопасности.
Любовь к выбранному делу мотивирует Игоря постоянно совершенствовать навыки фото и видеосъемки, осваивать новую технику, программы и приемы, тем более что пожарно-спасательная тематика у него «в крови». Несколько лет назад Игорь побывал в гостях у отца в Коста-Рики и узнал, что прадед был главным пожарным в столице страны. С папой специалист посетил часть, в которой трудился его родственник. В музее пожарной охраны Сан-Хосе до сих пор можно увидеть раритетную машину, на которой прадедушка Игоря с командой выезжали для борьбы с огнем.
Котики и ожившие комиксы
Катер на патрулировании, оставляющий за собой легкую пенную волну, водолаз, который вот-вот уйдет под воду, поисково-спасательные станции, твердо стоящие на берегу или покачивающиеся на воде… Все это и многое другое запечатлено верным другом, фотоаппаратом, который держит в руках сотрудник Московской городской поисково-спасательной службы на водных объектах Вячеслав Бабаевский.
Зимой и летом, в будни и праздники он неизменно оказывается там, где у воды проходят тренировки, конкурсы, занятия со школьниками и другие мероприятия, которые нужно сохранить в памяти.
Много лет назад начало увлечению фотографией положило рисование. Коробка с карандашами, как известно из мультфильма, таит в себе целые миры. Детство Вячеслава Бабаевского прошло в мечтах о мультипликации. В юности мечты стали воплощаться — специалист поступил в лицей, где обучали анимации. Творческое портфолио Вячеслава Бабаевского включает множество фотографий, но есть в нем и два мультфильма: один — про Щелкунчика, другой — про Незнайку и Карабаса-Барабаса. Были еще и комиксы, с которых, можно сказать, все и начиналось.
После окончания лицея Вячеслав шесть лет покорял вершины дизайна в Московском государственном гуманитарном университете им. М. А. Шолохова. Вершины покорились, и с их высоты стала видна новая — фотография.
Делать снимки проще, чем рисовать, признается сотрудник поисково-спасательной службы на водных объектах.
В работах Вячеслава запечатлена вся жизнь Службы, где он трудится. От зимних фотографий веет морозной свежестью, летние сохраняют детский смех — но всех их объединяют серьезные мужчины в форменной одежде, водолазном снаряжении или оранжевых спасательных жилетах. Иногда они улыбаются в камеру, но часто не замечают наведенного на них объектива, ведь у них — своя работа, они спасают, приходят на помощь, подобно супергероям, которых Вячеслав Бабаевский изображал в комиксах много лет назад.
А отдых героя тоже неразрывно связан с фотографией. Еще одно детское увлечение — модели игрушечных самолетиков — сегодня превратилось в снимки красавцев-авиалайнеров. Смотришь на фото и в ушах звучит рев турбин самолета, который вот-вот оторвется от земли и взмоет в небо.
Вячеслав Бабаевский, как и многие люди, неравнодушен к котикам и не может пройти мимо них. Но в детстве отношения с кошками у него не складывались, пока в какой-то момент все не исправил домашний кот. Сейчас фотоохота на кошачьих стала для специалиста одним из способов расслабления после тяжелого дня. Полосатые, одноцветные и пятнистые, своенравные и ласковые — все они смотрят с кадров, сделанных Вячеславом Бабаевским.
Вячеслав признается, что уже много лет не брал в руки карандаш для того, чтобы что-то нарисовать. Но, являясь фотографом, он все же остается художником.
Три жизни «Зенита» и фототрадиции.
Алина Куликова работает в Системе 112 Москвы, а до этого несколько лет трудилась в окружном управлении Департамента ГОЧСиПБ. Все это время в ее должностные обязанности входит взаимодействие со СМИ и, конечно, подготовка новостных материалов о деятельности столичных спасателей и пожарных. Фотоснимки ко многим материалам Алина также создает сама. С камерой она не расстается и после того, как заканчивается рабочий день.
С фотоделом девушка познакомилась в старших классах, когда присоединилась к школьной студии, которая выпускала новости. Но самые интересные уроки фотосъемки она получила от дедушки. Анатолий Васильевич снимал на «Зенит» и его кадры получались настолько живыми, искренними и особенными, что внучка решила перенять у него мастерство. Алина Куликова рассказывает, что дед часами рассказывал ей обо всем, что связано с миром фотографии, но сам отрицал, что творит практически волшебство. «Я просто фотографирую!» — говорил он в ответ на расспросы, однако, глядя на его снимки, девушка видела гораздо больше чем изображение, и некая магия передалась и ей.
«В первый раз я очень боялась брать в руки дедушкин фотоаппарат, — делится Алина Куликова, — ведь это память об его отце. Долгое время я думала, что не разберусь, как им пользоваться, мне казалось, что нужно иметь инженерное образование, чтобы понять, как устанавливать настройки (смеется). Например, если вовремя не закрыть объектив, пленка может засветиться и все окажется утрачено».
Алина вспоминает, что именно фотография объединила их с дедом. Если занятия в мастерской считались делом исключительно для мальчишек, то проявлять снимки в ванную он отправлялся с внучкой.
Понимание неповторимости и ценности каждого кадра — это Алина переняла у дедушки.
«Техническую сторону, правда, не до конца освоила — процесс проявки и печати фотографий еще изучаю. Но главное уловить удалось. Съемка без чувства — это просто щелчок затвора, в кадры нужно вкладывать душу, нечто свое и живое, только тогда зрители не пропустят твой снимок», — говорит специалист Системы 112.
Девушке нравится фотографировать на цифровую камеру, но особенно ее интересует пленочный фотоаппарат и процесс взаимодействия с ним, ведь это, как отмечает Алина, целая наука.
«Пленка учит тебя работать с кадром, каждый из них приобретает особую ценность — его нельзя удалить, если что-то не так получится», — делится девушка.
Помимо дедушки в жизни Алины был и еще один учитель, Александр, участник местного волонтерского движения. Во время обучения специалист осваивала техническую сторону процесса, изучила новые приемы.
«Открытием стал, к примеру, «зум ногами» — не все можно приблизить объективом и иногда до объекта съемки нужно дойти. Да и в целом, на занятиях, которые вел Александр, приходилось немало двигаться. Педагог меня многому научил, хотя тогда я этого не понимала», — вспоминает работница Службы 112.
Секрет успешных кадров, по ее мнению, заключается не только во вложенных в них чувствах, но и в особенном отношении к технике, фотоаппарат для Алины — живое создание.
С фототехникой связана одна трогательная и грустная история в жизни героини. Первую камеру девушка купила на лично заработанные деньги, буквально плакала от радости, когда впервые взяла ее в руки и очень переживала, когда забыла фотоаппарат в гостинице. Камера к хозяйке, увы, не вернулась. Но несколько лет назад, когда Алина вместе с семьей разбирала вещи в доме, в одной из коробок нашелся дедушкин «Зенит».
«Фотоаппарат остается памятью о деде, которого уже нет с нами, поэтому я немного боялась взять его, повредить. Но прошло время, и сейчас он ложится в руку как влитой и послушно отсчитывает кадры», — делится Алина Куликова.
В прошлом году девушка приняла участие в конкурсе «Моя Родина — Россия» и стала победителем.
«Я люблю место, где живу — за прекрасные природные заповедники и парки, архитектуру. Так как по роду деятельности я часто ношу с собой фотоаппарат, многие кадры связаны с жизнью Северо-Западного округа. Например, на конкурс я отправила работу со старыми трамваями, на смену которым пришли новые, более современные, а мой снимок, получается, запечатлел историю, прогресс», — отметила Алина Куликова.
Сейчас специалист Системы 112 мечтает продолжить одну семейную традицию, связанную с фотографией.
«Примерно до 16 лет мы ездили в деревню, где дед делал общий снимок. Интересно, что почти каждый год людей на фото становилось больше. Надеюсь, у меня получится собрать родственников для подобной съемки, чтобы следующие поколения могли увидеть, какая у нас сплоченная семья», — резюмирует Алина.
Фотодело не зря часто называют фотоискусством. Приобщенность специалистов, каждый день рассказывающих о героической работе пожарных, спасателей и операторов Системы 112 к этому виду творчества позволяет им создавать не просто кадры, но произведения, в центре которых — истории людей, посвятивших себя служению ближним.